воскресенье, 19 декабря 2010 г.

Mozilla Firefox и Google – мезальянс на рынке веб-поиска?

Браузер Firefox – редкий пример того, как приложение может быть прибыльным, распространяясь бесплатно и не показывая рекламу пользователю. Секрет прост – сотрудничество с поисковыми системами. Более 85% доходов Firefox получает от Google, но это не помешало компании заключить договор со злейшим конкурентом интернет-гиганта в лице Microsoft. Однако в ближайшем времени отношения Mozilla и Google могут превратиться в мезальянс, и, в силу амбициозности нового руководства Mozilla и прагматичности топ-менеджмента Google, расторгнуты.

Схема заработка у Firefox проста, как всё гениальное – после ввода поискового запроса в соответствующей панели браузера, пользователь попадает на страницу с результатами поиска той поисковой системы, которую он выбрал. Затем если пользователь кликнет на показанной ему поисковиком контекстной рекламе, то часть доходов с этого клика получит разработчик, то есть, Mozilla. Так, например, рекламная сеть Chitika (обслуживает 34000 сайтов и показывает 2 млрд. объявлений в месяц) в августе 2010 года опубликовала результаты своего исследования о том, как люди попадают на сайты, входящие в сеть Chitika. Согласно полученным данным, 23% посетителей пришло с поискового трафика Firefox, из них 39.87% – непосредственно со стартовой страницы или из панели поиска. Отношения Firefox с Google начались ещё в 2004 году. В феврале того года, ещё даже не заключив договор с интернет-гигантом, Google стал поисковиком по умолчанию в панели поиска Firefox. Затем между компаниями был заключён официальный договор, и Mozilla стала получать прибыль по вышеописанной модели.
Ежегодные доходы компании Mozilla известны официально в силу ее корпоративной политики: 2003 г. –  $2,4 млн.,  2004 г. — $5,8 млн.,  2005 г. — $8,2 млн., 2006 г. – $66.8 млн., 2007 г. – $75 млн., 2008 г. – $77.7 млн., 2009 г. – $104.3 млн. При этом общие расходы Mozilla в 2009 г. составили $61 млн., что на 26% превышает показатели 2008 г. в размере $49 млн. Общая сумма грантов, пожертвований и добровольных взносов в 2009 г. составила около $1 млн., таким образом, несложно подсчитать, что от договоров с поисковыми системами Mozilla получила более 99% дохода. На долю Google в 2009 году пришлось 86% (в предыдущие периоды его доля была примерно на этом же уровне).
Подобная динамика представляла бы мало интереса, если бы Google в сентябре 2008 года не выпустила свой браузер Google Chrome. За два с лишним года его доля на рынке увеличилась с нуля до 9.3%, причём рост произошёл не только за счёт Internet Explorer, но и Firefox (в октябре этого года его доля снизилась с 22,96% до 22,82%).
Естественно, данная ситуация не может не волновать руководителей Mozilla. Недавно генеральный директор Mozilla Гарик Ковач встретился с журналистами, где отпустил несколько колкостей в адрес Google Chrome. Так, он отметил, что если Firefox не привязан к каким-либо коммерческим сервисам или сайтам, то Chrome тесно завязан с сервисами Google (например, синхронизацией закладок, переводчиком контента, поиском). При этом он заявил, что не верит обещаниям Google сделать свой браузер независимым от фирменных сервисов.
У компаний наблюдается и разный подход к обеспечению приватности пользователей. Если Firefox ведёт изыскания в области do-not-track технологий, то разработчики Chrome открыто заявляют, что браузер собирает информацию о поведении пользователей, чтобы улучшить поиск Google. Гендиректор Google Ерик Шмидт в начале декабря по этому поводу заявлял следующее: «Если вы делаете что-то, что хотите скрыть от остальных, то, в первую очередь, стоит подумать о том, чтобы не делать этого вовсе».
Чтобы уменьшить зависимость от Google, в октябре этого года Mozilla подписала договор с Microsoft, о том, что версии 4 браузера Firefox в поисковой панели появится поисковик Microsoft Bing. В англоязычном интернете он будет третьим в списке. Первым традиционно будет Google, вторым – Yahoo (работающий на движке Bing), а третьим сам Bing. Учитывая, что изначала Firefox позиционировался как главный конкурент Internet Explorer (и с этой ролью удачно справился, существенно сократив долю этого браузера на рынке), то ещё пару лет назад подобный договор представить было невозможно. Впрочем, пару лет назад у Microsoft не было Bing.
Напомним, что ранее в роли поисковика Microsoft выступал MSN, рыночная доля которого неуклонно снижалась. Так, если в июне 2007 года его доля составляла 9.85%, то в июне 2008 – 5.46%. У Bing дела идут значительно лучше. Если, по данным Hitwise, в октябре 2010 года доля Google составляла 70.68%, а в ноябре снизилась до 70.10%, то у Bing эта доля выросла с 10.04% до 10.10%. Также выросла доля Yahoo, работающего на движке Bing – с 14.72% до 15.17%.
Договор между Google и Mozilla, подписанный в 2008 году, истекает в ноябре 2011 года.  Если на рынке браузеров и поиска никаких кардинальных изменений не случится, то следует ожидать его продления. Если же вдруг случится чудо и Bing «отъест» значительную долю у Google или же браузер Google Chrome существенно потеснит Firefox, то и стартовая страница, и поиск по умолчанию в Firefox могут измениться.

Комментариев нет:

Отправить комментарий